Снимаем пейзаж. Вещи фотографа.

 

 

Всем, привет! Я Алексей Агеев, фотограф. Живу и работаю в Крыму. Считаю Крым уникальным местом, особенно для фотографа пейзажиста. Полуостров, наверное, одно из самых насыщенных и интересных мест на планете.

Сегодня поговорим на тему «вещей фотографа». Начнем (как обычно в подобных статьях и обзорах) с набора моей техники в целом, посмотрим, что, когда и зачем я ношу с собой, как можно использовать особенности фотооборудования, наконец, на что стоит обращать внимание при выборе техники. В последней части статьи обратим внимание на другое (не фото) снаряжение, что я использую. Иной раз эти вещи не менее важны в пейзажной съемке.

Поехали))

 

Камера и объективы

В качестве камеры я долгое время использую Nikon D800. И хотя у меня порой возникают мысли о чем-то поновее, я понимаю, что в подавляющем большинстве случаев этой камеры мне хватает для любых задач.

Так же у меня есть три объектива.

  1. Nikon AF-S 16-35 F/4G ED VR

Один из лучших сверх широкоугольных объективов, на мой взгляд. Относительно легкий, позволяет использовать круглые фильтры, приличный диапазон фокусных расстояний с постоянной апертурой и еще в дополнение ко всему стабилизатор.

Конечно, этот объектив несколько уступает в качестве картинки своему старшему брату Nikon 14-24/2.8 и иной раз мне хотелось бы иметь 14мм на коротком конце, но в целом большой разницы между ними я так и не нашел.

 

Широкоугольный объектив – один из основных инструментов фотографа пейзажиста. Он позволяет выделить передний план, показать все величие и широту сцены, делать сумасшедшие широкоугольные панорамы.

Используя свойственные всем широкоугольным объективам особенности (искажения) можно создавать интересные художественные эффекты в кадре. Например, добавить драматизма облакам на небе, или подчеркнуть и направить линии, создаваемые естественным узором на камнях, траве и т.п.

Говоря «двумя словами», широкоугольный объектив — это инструмент для работы с передним планом.

  1. Nikon AF-S 24-70 F/2.8G ED

Штатный светосильный объектив Nikon для полнокадровых камер. О нем сказано и написано настолько много, что и добавить нечего. Отличная, надежная, проверенная временем рабочая лошадка. Из недостатков, пожалуй, только несколько раздражающие искажения на 24мм. Зато на 35мм объектив выдает картинку лучше предыдущего.

В основном я использую этот объектив, когда мне необходимы фокусные расстояния от 35 до 70 мм. Чаще всего это происходит в те моменты, когда в кадре нет ярко выраженного переднего плана, но есть необходимость уделить внимание среднему плану. Так же использую относительно широкий угол (24 мм), когда есть необходимость работы с более открытой диафрагмой, чем f/4.

Опять же, говоря «двумя словами», штатник – инструмент для среднего плана с возможностью работы с умеренно широкими углами и начальным теле-диапазоном, о чем речь пойдет ниже.

  1. Телеобъектив Nikon AF-S 80-200mm F/2.8D IF-ED

Уникальный на мой взгляд объектив. Обладает улучшенной оптической схемой (по сравнению с предшественниками Nikon 80-200/2.8D ED) и встроенным мотором фокусировки. Из минусов, как раз мотор фокусировки, с которым у многих экземпляров часто возникают проблемы, а ремонт сложный и дорогой. Но он того стоит – картинка, которую формирует объектив удивительная.

Телеобъектив позволяет выхватить и показать отдельные детали пейзажа, сблизить планы – несколько сжать пространство. Это свойство хорошо работает при необходимости показать масштаб могучих гор. Телеобъектив – инструмент работы с дальним планом, или отдельными участками среднего плана. Так же этот объектив незаменим при съёмке диких животных.

 

Вы, наверное, обратили внимание, что кроме ширика, оставшиеся два объектива имеют весьма приличную диафрагму f/2.8? Несмотря на то, что пейзаж чаще предполагает использование закрытой диафрагмы, не следует забывать об эффекте размытия заднего плана – иногда немного размыв задний план можно добавить глубины и настроения сцене, или подчеркнуть конкретный объект съемки (часто актуально при съемке цветов и животных, а иной раз и людей).

Давайте еще раз пройдемся по планам в изображении и посмотрим на применение оптики.

Ширики имеют очень большую ГРИП (глубину резко изображаемого пространства), которая тем меньше, чем больше фокусное расстояние вашего объектива.

Таким образом, широкоугольный объектив позволяет выделить передний план и при этом показать резким средний и дальний планы.

Средние фокусные (35-70 мм) и тем более теле диапазоны (от 70мм и больше) имеют небольшую ГРИП и от переднего плана даже на закрытых диафрагмах могут оставить только размытое упоминание )).

 

Дополнительное оборудование

Начнем с маленького, но важного – карт памяти. В моей камере два слота – один формата SD, второй Compact Flash. Я использую оба слота сразу и, соответственно, две карточки. Каждая объемом по 64 Гб. В зависимости от необходимости, я могу использовать карты в режиме дублирования (если фотовыход короткий и мне не нужно хранить много фотографий), заодно я уверен, что не потеряю все, что отснял, даже если откажет одна из карточек. Или, я могу использовать режим записи по переполнению и в итоге получить все 128 Гб полезного объема, что немаловажно, учитывая размеры файла RAW формата на Nikon D800.

Я использую быстрые карточки Sandisk extreme pro со скоростями записи 160 и 95 Мб/с соответственно. Почему именно их? Эти карты меня подводили реже всех, а скорость записи и чтения – очень добавляет удобства использования камерой (особенно при 36 мпкс кадрах) – буфер камеры быстро опустошается, а просматривать фотографии можно легко и быстро.

Можно использовать любые карты, совместимые с вашей камерой, любого известного производителя. Важно не забывать один важный факт – флешки выходят из строя. И зачастую делают это весьма неожиданно и в неподходящий момент. Лучше иметь несколько карт небольшого объема, чем одну гигантскую – так вы сохраните хотя бы часть снимков. И использовать возможности камеры по работе с двумя картами сразу, если таковые имеются.

Перейдем к вещам побольше и потяжелее.

При съемке пейзажа не обойтись без штатива. Я использую штатив и штативную головку шарового типа от компании SIRUI. Тип крепления камеры Arca swiss. В общем, не так важно, как называется, и кто сделал ваш штатив. Запомните главное – штатив это одна из важных составляющих резкого и качественного снимка. Никакой стабилизатор вам этого не заменит. Потому, выбирая штатив обратите внимание на надежность его конструкции, устойчивость, жесткость (вибрации нам ни к чему) и удобство (возможность расположить так штатив – так как нужно и где нужно). При выборе штативной головки обратите внимание на вес, на который она рассчитана, и насколько надежно фиксируется положение камеры (не «уйдет» ли настройка после того, как вы закрутили фиксаторы).

Очень удобным аксессуаром является L-plate – это специальная крепежная площадка, позволяющая очень быстро и легко ставить камеру в штатив, как вертикально, так и горизонтально. Для каждой камеры конструкция площадки разная.

Если вы снимаете панорамы с близким переднем планом, вам может пригодиться еще один инструмент – nodal slide, или нодальная планка, как их еще называют. Это простая вещица, позволяет вынести ось вращения камеры за пределы матрицы и избежать эффекта паралакса и связанных с ним в дальнейшем проблем при склейке панорамы. Берите 200 мм, не меньше, не ошибетесь.

Так же всегда с собой простейший пульт «тросик» — еще один инструмент, без которого не обойтись в пейзажной фотографии. Подойдет самый простой, или можно использовать программу на смартфоне, если эта функция поддерживается вашей камерой.

Из вещей, не относящихся к оборудованию, можно выделить чистящие средства. Всегда ношу с собой два чистящих карандаша Lenspen (разных размеров), специальную тряпочку для оптики, немного спирта и специальную грушу для сдувания пыли с оптики.

Обязательно имейте с собой в запасе 1-2, или более (в зависимости от длины маршрута и модели камеры) запасных аккумулятора. Необходимость в оных особенно заметна при частой съемки на длинных выдержках и использовании Live View (а использовать этот режим придется часто).

 

Фильтры

О фильтрах много писать не буду. Это тема отдельной статьи.

Все мои объективы позволяют использовать обычные круглые фильтры и имеют одинаковый диаметр резьбы – 77мм. Что очень удобно, т.к. один комплект фильтров я могу использовать с любым объективом.

С собой я ношу (не всегда) нейтрально серые фильтры с плотностью ND16 и ND500 и фильтр поляризатор, все производства Manfrotto.

Что еще?

Из оборудования и снаряжения не относящегося к фототехнике, можно выделить смартфон и туристический навигатор Garmin с комплектом запасных батареек.

Давайте разберем чуточку подробнее, зачем это все.

  1. Смартфон.

Во-первых, это средство связи ). А во-вторых, это небольшой «компьютер», который иной раз сильно упрощает жизнь. В своем смарте я имею набор программ для съемки – различные калькуляторы экспозиции, ГРИП и т.п.; программы для расчета восходов и закатов, определения длительности режимного времени, положения солнца и луны, млечного пути и т.д.; и конечно навигационные программы для ориентации на местности.

  1. Навигатор.

Вы можете спросить – «зачем навигатор, если есть смарт с навигационными программами?». Отвечу просто. Туристический навигатор можно уронить со скалы, искупать в море, промокнуть с ним под дождем и при этом остаться с навигацией, чего не скажешь о большинстве смартфонов. А еще он питается от двух пальчиковых батареек, требуя пары за 10-12 часов работы… что очень удобно, когда нет розетки, согласитесь.

 

Нужна ли «крутая техника»? Снимает фотограф, или фотоаппарат?

Вопрос, который будоражит умы многих, вызывает ожесточенные споры на форумах и не только. Я же могу высказать свое личное мнение – решать вам.

Все очень просто. Пример не из мира фотографии, а из мира автомобилей. Почему бы и нет?

С одной стороны, только получив права на вождение, скажем, автомобиля, и купив себе мощный спорткар – вы, с высокой долей вероятности, не справитесь с управлением, или просто не используете все возможности машины. И будет несколько обидно получить такой результат за такие деньги. Вот примерно так обстоят дела и в фотографии. Не гонитесь за дорогой и профессиональной техникой, если не уверенны в том, что сможете выжать из нее максимум (или не максимум, но около того).

Тут, правда, стоит сказать, что есть и отличия от примера с автомобилем. Если вы можете себе позволить дорогую профессиональную камеру, а еще лучше дорогие профессиональные объективы – не отказывайте себе в удовольствии иметь возможность учиться на хорошей технике.
В остальном, не так важно чем вы снимаете, как что, зачем и как. В фотографии решающую роль играет свет, композиция и правильное построение кадра. Все это в первую очередь. Во вторую – техника съемки, иначе говоря ваши навыки работы с оборудованием. И наконец на последнем месте – качество и возможности самого оборудования.

Ну и в качестве лирического отступления, не забудем упомянуть, что в цифровой фотографии все больше и больше набирает силу и значимость – владение постобработкой.

Так вот, согласитесь, нет смысла в проработке деталей во всем диапазоне светов, в резкости, контрастности, передачи цвета и других параметрах технически-качественного снимка, если на самой карточке запечатлено «не пойми что и зачем»?

Так что же посоветовать начинающему пейзажисту, если не говорить о профессиональной технике?

  • Выбирайте удобную для вас зеркальную камеру (зеркальную, т.к. эти камеры пока лидеры в продолжительности работы от аккумуляторов). Nikon, Canon или другие – не суть важно. Не обязательно полнокадровую, подойдет и вариант с кроп-матрицей.
  • Обязательно широкоугольный объектив. И не обязательно зум. И совсем не обязательно с автоматической фокусировкой. Скажем, известный Samyang 14mm/2.8 (или 10mm f/2.0 для кроп-матриц) подойдет отлично и даст отличные результаты за свою стоимость.

  • Если есть возможность прикупите хотя бы «полтиник» (50мм объектив), или зум объектив с диапазоном от 24 до 80 мм в эквиваленте.
  • Чтобы уж совсем было «хорошо» можно посмотреть на недорогие телеобъективы с переменной диафрагмой. Здесь лучше выбирать зум-объектив с диапазоном от 70-80мм до 300-400мм. Не больше.

  • Штатив. И тут лучше не экономить. Или экономить, но с умом.
  • Пультик, тряпочки и прочее.

Этот набор позволит вам снимать отличные кадры, что бы вы не задумали.

И пару слов о том, в чем я все это ношу. У меня есть отличный фоторюкзак Lowepro. Но я его не использую. Почему? Да потому что это фоторюкзак, а я хожу в горы, или не в горы, но на долго и мне нужна не только фототехника собой. Так что у меня есть несколько отличных туристических рюкзаков разного литража и несколько самых простых чехлов для объективов. Если же вы не ходите в горы, или ваши походы длятся не более одного дня, то выбирайте удобный для вас фоторюкзак, или сумку, куда поместится все, что вам необходимо.

Отличных кадров и волшебного света!