Съемка морского пейзажа

Материал ранее был опубликован в «Магистратуре» Никон, автор: Алексей Агеев.

Я пейзажный фотограф. В данный момент проживаю в Крыму, хотя родился и вырос в Москве. Крым уникальное место с точки зрения пейзажной фотографии. Здесь есть все: зимние мотивы, цветущая степь и разноцветная осень, потрясающие горные ландшафты, исторические достопримечательности и, конечно, море.

Что скрывать, мы все здесь ради него! И не зря, зачастую, именно море и берег становятся главным изобразительным центром пейзажной фотографии в Крыму. Именно здесь фотограф-пейзажист находит свежие идеи, вдохновение и активное применение своих навыков!

В современной фотографии этот вид пейзажа технически мало отличается от других, но имеет свои нюансы и особенности.

Поиск места и время съемки.

Место.

Пейзажная фотография в целом требует определенной подготовки, прежде чем Вы окажетесь на месте и начнете саму съемку. Морские пейзажи не исключение. Современные технологии дают фотографу возможность заранее изучить местность, спланировать время и место съемки. Вы можете сами подобрать удобный для вас набор ресурсов, но лично я использую для этих задач такие инструменты:

— фото-сайты могут помочь Вам определиться с тем, что Вы хотите снимать. И не стесняйтесь искать вдохновение в чужих работах, изучайте и повторяйте их, или ищите свое видение того же кадра, или той же местности. На подобных ресурсах иногда присутствует карта, на которой можно посмотреть в каком месте сделаны снимки.

— Wikimapia – отличный ресурс для поиска информации о местности, можно посмотреть спутниковую карту, изучить особенности места, в некоторых случаях присутствуют описания, фотографии и ссылки на другие ресурсы с информацией о конкретных объектах и местах.

— Google Earth – незаменимая программа для поиска ракурсов. Позволяет приблизительно оценить вид из точки съемки.

— Разного рода картографические ресурсы помогут заранее выстроить маршрут движения и прикинуть время, которое требуется для преодоления маршрута.

— Не пренебрегайте и простым поиском в интернете информации о выбранной Вами местности.

Так же Вам пригодятся картографические и навигационные программы в Вашем смартфоне или отдельный туристический навигатор. Я пользуюсь программой Osmand и туристическим навигатором Garmin Oregon.

Все это в совокупности даст Вам достаточно информации для планирования Ваших действий и сэкономит уйму времени и сил непосредственно в процессе съемки. А время, как мы знаем, зачастую играет решающее значение в съемке пейзажа.

Крым, полуостров Тарханкут, джангульское ополозневое побережье.

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 24-70/2.8 Выдержка: 1/500 sec Диафрагма: F 8 Чувствительность: ISO 100 Фокусное расстояние: 48 mm

 

Морской пейзаж, как и любой другой вид пейзажа, чаще всего предполагает съемку на рассвете или закате в определенные моменты. «Золотой час», длится примерно
час после восхода или до захода солнца; «синий час» начинается примерно за час до восхода, а заканчивается за 10-15 минут до восхода, на закате все наоборот – начало после захода солнца через 10-15 минут. Именно в это время можно поймать самые яркие краски и свет. Но не убирайте Вашу камеру сразу после захода солнца, возможно все самое интересно еще только начинается!

Старайтесь прибыть на место съемки за час-полтора до нужного времени. Это даст Вам возможность сориентироваться на местности, выбрать заранее точки и ракурсы съемки. Это же правило касается и съемки ночью – в темноте очень сложно правильно выстроить композицию и подобрать ракурсы, желательно побывать на месте в светлое время суток.

Для оценки положения солнца и расчёта «режимного времени» можно воспользоваться специальными ресурсами в интернете, или (что лучше) иметь с собой смартфон со специальной программой. Я использую для этого программу Sun Surveyor.

Не забывайте о том, что выбранная местность может быть удачной для рассветной съемки и неудачной для закатной, и наоборот. Это так же следует выяснить заранее.

Крым, Караларское побережье, «Генеральские пляжи»

Камера: NIKON D800 Выдержка: 20 sec Диафрагма: F 14 Чувствительность: ISO 200 Фокусное расстояние: 22 mm

 

Погода и настроение.

Погода.

Предугадать заранее красивый рассвет, или закат, или выразительные облака – практически невозможно. Это зачастую элемент везения. Но все же не следует надеяться только на удачу.

Посмотрите заранее прогнозы погоды, силу и направление ветра, облачность, оцените изменения погоды в последние дни и постарайтесь подобрать интересный момент. С таким подходом шансов на везение будет куда больше.

Морской пейзаж так же интересен тем, что его можно снимать в любую погоду. Пасмурная или штормовая погода подойдет иной раз даже больше, чем чистое небо или красивые облака на закате.

Крым, Побережье Балаклавы, вид на мыс Айя

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 1/80 sec Диафрагма: F 16 Чувствительность: ISO 100 Фокусное расстояние: 24 mm

Настроение.

Море — это большой, живущий своей жизнью организм. Оно разное в разное время года и суток, оно бывает мрачное, бывает драматичное, но при этом спокойное, или штормящее, но пронизанное лучами яркого солнца. Бывает искристое и ласковое, радующее яркими цветами и прозрачной водой…

Постарайтесь почувствовать настроение моря. Подберите необходимые инструменты и приемы, и с их помощью передайте это настроение в Ваших снимках. Именно настроение сделает Ваши работы особенными и уникальными.

Безопасность и необходимое оборудование.

Оборудование.

Я снимаю на камеру Nikon D800 и объективы Nikkor AF-S 16-35/F4G, AF-S 24-70/F2.8G, AF-S 80-200/F2,8D ED.

Так же у меня всегда с собой штатив, пульт, фильтры поляризатор и нейтрально-серый ND500.

В большинстве случаев я использую широкоугольный объектив Nikkor AF-S 16-35/F4. Широкий угол позволяет показать всю полноту и красоту вида, или эффектно выделить передний план. Так же в этом объективе есть стабилизатор, что иной раз очень выручает в ситуации, когда некогда доставать и устанавливать штатив.

Но морское побережье не всегда позволяет оказаться столь близко к месту съемки, как хотелось бы. В этом случае выручает «штатный» 24-70/2,8, или телеобъектив. Так же телеобъектив позволяет выделить интересный объект и показать его масштабы, несколько «сжимая» пространство.

Но не так важно какая у Вас камера, или набор объективов. Можно снимать на «фиксы» или «зумы», профессиональной, или любительской камерой. Помните – решающее значение имеет свет, композиция и мастерство фотографа.

Светосильная оптика при съемке пейзажа не в ночное время не требуется, т.к. для получения необходимой глубины резкости диафрагма должна быть прикрытой. При съемке на широкий угол это могут быть значения от f5.6 до f16, в зависимости от расстояния до переднего плана. При средних и теле диапазонах от f11 до f16. Я не рекомендую закрывать диафрагму более f16, это может привести к потере детализации.

Снимайте в формате RAW, и если Вы не владеете навыками базовой обработки фотографий в RAW, то я настоятельно рекомендую Вам этот пробел заполнить.

Выше я, по сути, перечислил стандартный набор пейзажиста – широкий угол, средние фокусные и «телевик», плюс фильтры и штатив. Что же необходимо иметь с собой именно при съемке моря?

Запаситесь тряпочкой из микрофибры (а то и не одной), или сухими и чистыми салфетками. На фотографии ниже я только и успевал протирать объектив от брызг!

Пригодится специальная груша, чтобы сдуть пыль и песок с оптики и самой камеры.

Так же Вам понадобится ветрозащитная одежда, шапка и относительно непромокаемая обувь (возможно даже летом!) – погода на море меняется часто, а на рассвете и закате может быть весьма прохладно и ветрено.

Крым, Скалы «Три сестры, Верблюд и Черепаха» близ поселка Утес

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 1/5 sec Диафрагма: F 14 Чувствительность: ISO 800 Фокусное расстояние: 22 mm

 

Безопасность.

Море дарит нам свежий воздух, отличные виды и отдых, но для камеры море – агрессивная среда. Важно помнить, что техника и вода не совместимы. В нашем случае мы еще имеем не просто воду, а соленую воду и наполненный влагой и солью воздух.

Если Ваша камера и объективы имеют защиту от пыли и влаги – отлично, если нет – старайтесь минимизировать время пребывания техники на открытом воздухе. И помните, что полноценное «купание» Ваша камера скорее всего не переживет!

Снимая непосредственно у кромки воды, важно не забывать о волнах. Волны могут быть разные по силе, даже если в данный момент ни одна волна до Вас не доходит, все может непредсказуемо измениться.

Особенно внимательным нужно быть, если Вы расположились на скалах, или камнях, выступающих из воды.

Вернувшись домой, или в гостиницу обязательно проведите профилактическую чистку техники. Сдуйте пыль, протрите влажными салфетками корпуса камеры и объективов. Если на объектив попали брызги, очистите переднюю линзу с помощью специальных салфеток, или жидкости и тряпочки. Не забудьте и о штативе, его можно помыть в проточной воде и, или протереть влажной тряпкой. Чем лучше вы ухаживаете за Вашей техникой – тем дольше и надежнее она будет Вам служить!

Съемка в дневное время.

Есть совершенно верная точка зрения: пейзаж должно снимать в режимное время. Однако, довольно часто нет возможности оказаться в том самом месте и в тот нужный момент. Но красота места, может быть столь велика, что просто нет сил удержаться и не сделать снимок.

Подберите нужный ракурс, передний план, продумайте композицию. Старайтесь избегать большого количества резких темных теней. Ваша задача свести к минимуму тот высокий контраст в кадре, что дает дневное солнце.

Используйте технику HDR (снимайте с брекетингом и минусовой поправкой экспозиции, с последующей сборкой кадров в один при обработке), чтобы сохранить детали в светах и глубоких тенях.

Попробуйте сделать снимок с использованием нейтрально-серого фильтра высокой плотности и сгладить поверхность моря (подробнее о работе с нейтрально-серыми фильтрами мы поговорим чуть ниже). Можно использовать фильтр поляризатор – он позволит притемнить небо и убрать лишние блики с поверхности моря.

Используя поляризатор, важно помнить о следующем:

— На широких углах съемки можно получить неравномерную яркость в кадре, особенно это заметно на небе. Следите за этим.

— Поляризатор наиболее эффективно работает при направлении съемки перпендикулярно источнику света.

— Даже если направление съемки далеко от перпендикулярного, фильтр может помочь убрать паразитные оттенки и выровнять цветовую температуру кадра.

— «Полярик» увеличивает экспозицию на 1-2 ступени (иногда это свойство можно использовать само по себе, для удлинения выдержки).

Крым, Караларское побережье, «Генеральские пляжи»

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 15 sec Диафрагма: F 16 Чувствительность: ISO 100 Фокусное расстояние: 16 mm

Съемка на длинной выдержке.

Что дает такая съемка.

Один из приемов съемки воды – длинная, или сверхдлинная выдержка. Море в данном случае не исключение.

Использование длинных выдержек позволяет создать особое настроение в кадре – ощущение покоя, обособленности от окружающего мира, безмятежности, или наоборот передать ощущение движения, при этом сделать кадр более художественным.

Вы можете выбирать, использовать сверхдлинные выдержки (от 20-30 сек) чтобы получить гладкое зеркало воды, разлетающиеся облака, туман вместо бурных волн. Или использовать выдержки от 1/5 до нескольких секунд, чтобы показать движение в кадре.

Важно подобрать передний план, который создаст глубину перспективы в кадре. Ищите растения, камни и скалы, выброшенные морем коряги, остатки пирсов и причалов. Очень выгодно смотрится контраст между ярко выраженной текстурой переднего плана и гладким водным пространством, полученным с помощью длинной выдержки.

Если в кадре есть растения, лучше подождать безветренной погоды, дабы получить резкое изображение.

На закате, или рассвете при ясном небе не вводите в кадр солнце, за время характерное для длинных выдержек положение солнца весьма заметно меняется.

Технические особенности.

Длинную выдержку можно получить, прикрыв диафрагму, и понизив чувствительность ISO. Если этого недостаточно, можно использовать специальный ND фильтр.

Так же Вам понадобится пульт и штатив. С помощью пульта можно установить выдержки длиннее 30 сек (режим Bulb в камере, далее отсчет времени самим пультом, или по таймеру в смартфоне).

ND фильтр это нейтрально серый фильтр определенной плотности. Плотность обозначается в стопах экспозиции, или числом, соответствующим степени затемнения. Например, фильтр ND500 снижает интенсивность света в 500 раз, или 9 ступеней экспозиции.

В большинстве случаев достаточно иметь при себе фильтры ND16 и ND500, в некоторых случаях может пригодится ND64, а если Вы часто снимаете днем, или на сверхдлинных выдержках, то и ND1000.

Существуют фильтры переменной плотности, но я не рекомендую их использовать из-за высокой стоимости и возможности получить артефакты на снимке. Так же хочется предостеречь Вас от покупки дешевых «китайских» фильтров, которые зачастую дают очень некачественный результат.

Используя одновременно фильтры поляризатор и нейтрально-серый, важно помнить о том, что каждый из них так или иначе ухудшает качество картинки, а на широких углах возможно заметное виньетирование из-за большой толщины такого «бутерброда». Как уже говорилось, поляризатор так же увеличивает экспозицию еще на 1-2 ступени. И обязательно снимите Ваш защитный фильтр, если Вы собираетесь использовать другие фильтры.

— Подберите ракурс, композицию и параметры экспозиции заранее.

— Можно использовать привычный режим приоритета диафрагмы A и экспокоррекцию. Установите необходимое значение диафрагмы и запомните значения настроек.

— Сфокусируйтесь в автоматическом режиме, после чего отключите автофокусировку.

— Если Вы фокусируетесь вручную по Live view, не забудьте максимально открыть диафрагму на время фокусировки.

— Переведите камеру в ручной режим M. Установите значения, полученные камерой ранее, пересчитайте и установите выдержку с учетом степени затемнения фильтра. Можно изменить значение ISO, если выдержка получается слишком длинной или короткой.

— посмотрите получившийся кадр, возможно придется немного удлинить выдержку.

— быстро и просто посчитать новые значения настроек экспозиции поможет программа-калькулятор для Вашего смартфона. Я использую Photo Tools.

— Если Вы снимаете днем, или в условиях яркого заката, или рассвета, то Вы так же можете использовать брекетинг.

После того, как вы начнете использовать затемняющий фильтр, Ваша камера скорее всего не сможет автоматически навестись на резкость и выставить правильные значения экспозиции, да и Вы ничего не сможете увидеть в видоискатель, или Live view.

Длинная выдержка – может помочь получить очень эффектную картинку. Но хочется сказать — не увлекайтесь. Любой прием хорош, когда он к месту и в меру.

Крым, поселок Новый Свет. Вид с мыса Капчик на Голубую бухту

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 30 sec Диафрагма: F 11 Чувствительность: ISO 640 Фокусное расстояние: 16 mm

Короткие выдержки – движение в кадре.

Море переменчиво и подвижно. И далеко не всегда стоит сглаживать на снимке все нюансы жизни. Перекаты волн, брызги, пена, рябь на поверхности, переливы света в волнах на закате – иногда хочется заморозить мгновение, показать все это великолепие живого моря. Здесь нам помогут короткие выдержки.

Не бойтесь повышать значения ISO, чтобы получить короткую выдержку. Даже любительские современные камеры дают вполне достойную картинку на относительно высоких значениях чувствительности.

Если Вы снимаете на широкоугольную оптику и передний план не под ногами, можно попробовать приоткрыть диафрагму.

Значения выдержек, которые Вам понадобятся от 1/30 и короче. Можно использовать и более длинные выдержки. В промежутке между 1/30 и 1/4 секунды движение будет немного размытым, что может выгодно подчеркнуть динамику, в этом случае Вам понадобится штатив и пульт.

Постарайтесь подобрать такое значение выдержки, чтобы наиболее выгодно показать выбранный Вами момент.

Ловите разные фазы волн. Возможно Вам придется сделать не один десяток кадров, чтобы получить один, с наиболее выгодным положением волн. Старайтесь не снимать волны «в лоб», выбирайте ракурс под углом к волне или линии побережья, и не забываете о технике безопасности.

Крым, урочище Аязьма (Инжир)

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 1/3 sec Диафрагма: F 7.1 Чувствительность: ISO 400 Фокусное расстояние: 16 mm

Что еще можно найти у моря?

Как-то весной мне довелось побывать на месте проведения фестиваля «Казантип». Побережье в тех местах ровное и однообразное, время было в самый разгар дня. Изначально я был настроен скептически, мол: «ну что там снимать?». Но, оказавшись на месте, я кардинально изменил свою точку зрения.

Крым, поселок Поповка

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 1/1600 sec Диафрагма: F 8 Чувствительность: ISO 100 Фокусное расстояние: 16 mm

Следы человеческой деятельности даже на самом простом пляже могут дать интересные результаты на снимках. Главное помнить, что Вы должны иметь четкое представление о том, какая у Вас задумка и что Вы хотите получить в результате, а не просто фотографировать «эти интересные штуки».

Как-то, на совершенно диком пляже, на который я приехал поздно ночью, утром обнаружился телевизор! Кто-то его выкинул и это нехороший поступок, но представляете, как можно обыграть такую находку в кадре?

Постарайтесь заранее увидеть конечный результат Вашей работы. Приведу пример. Когда я снимал серию кадров на месте фестиваля, я заранее четко понимал, что отснятый материал я буду делать в ЧБ и мне нужны снимки темные и с высокой контрастностью. Соответственно я снимал в ручном режиме ориентируясь по экспонометру камеры, выставляя экспозицию меньше нормальной и не очень боясь потерять детали в тенях.

Крым, поселок Поповка

Камера: NIKON D800 Объектив: Nikkor AF-S 16-35/4 Выдержка: 1/1250 sec Диафрагма: F 8 Чувствительность: ISO 100 Фокусное расстояние: 16 mm

 

Это актуально всегда.

Ищите закономерности, связи объектов, линии и геометрию, или наоборот абстракцию. Попробуйте из обычной пляжной раздевалки сделать «космический корабль», или из шезлонга историю. Не забывайте о композиции. Смелее экспериментируйте. Приезжайте на одно и тоже место несколько раз в погоне за нужным светом и настроением.